Ответы на часто задаваемые вопросы об АКБ

28.01.2015

Пять лет назад мы подготовили отличный материал, собрав в небольшую методичку ответы на часто задаваемые вопросы об аккумуляторных батареях. Этот материал стал хитом и разошелся по многим онлайн и оффлайн ресурсам, так как был написан профессионалами «человеческим» языком. Ниже предлагаем дополненный вариант методички.

 

Можно ли «прикуривать» другой автомобиль?                              

Не желательно. Но если возникла такая необходимость, нужно соблюсти обязательные требования:

  1. Проверьте, имеют ли оба аккумулятора одинаковое напряжение (6, 12 или 24 В)
  2. Выключите двигатель автомобиля донора и все потребители тока. Прикуривание при работающем двигателе автомобиля-донора может привести к поломке генератора. Если автомобиль-донор длительное время стоял при выключенном двигателе, то перед прикуриванием необходимо хорошо прогреть двигатель (на средних оборотах в течение 5-10 минут). После прогрева двигатель необходимо заглушить.
  3. Отсоедините от отрицательного полюсного вывода разряженной батареи кабельный наконечник, соединяющий его с массой и двигателем автомобиля.
  4. Одним проводом для прикуривания соедините отрицательный вывод аккумулятора-донора с двигателем автомобиля, батарея которого разряжена. Провод необходимо присоединить как можно дальше от самого аккумулятора и топливных проводов.
  5. Вторым проводом соедините положительные вывода аккумулятора-донора и разряженного аккумулятора.
  6. После того как произведены все вышеуказанные действия, можно запускать двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором.
  7. После запуска двигателя на автомобиле с разряженным аккумулятором необходимо установить средние обороты, обеспечивающие его устойчивую работу, и, отсоединив провода от аккумулятора-донора, подключить отсоединенные ранее массовые провода к выводу разряженной батареи.

Подключение и отключение проводов при работающем двигателе может привести к выходу из строя чувствительной электроники автомобиля, т.к. сразу же после отключения произойдет существенное повышение напряжения.

 

Можно ли устанавливать на грузовой автомобиль аккумуляторы разных марок, либо новую и старую батарею? 

Нет, так как такие батареи обладают разным внутренним сопротивлением и по-разному ведут себя при отдаче и приеме электрического заряда. Это может вызвать нарушение и некорректную работу электрооборудования автомобиля.  

 

Если при запуске двигателя в зимнее время аккумулятор разрядился в «ноль», какие действия нужно предпринять?

Глубокий разряд вреден для любой батареи. Если это произошло, то необходимо зарядить аккумулятор от стационарного зарядного устройства током малой величины, но не позднее чем через 2-3 дня после глубокого разряда батареи.

 

Почему замерзает электролит?

При разряде АКБ снижается плотность электролита, то есть уменьшается удельное количество серной кислоты, содержащейся в растворе электролита, и образуется вода.  Чем глубже разряд батареи, тем выше отрицательная температура, при которой  может замерзнуть электролит. Например, при плотности  1,11 г/см3 электролит замерзнет уже при -7 0С, а при плотности 1,27 г/см3 — только при -58 0С.

 

Если замерз электролит, можно ли восстановить работоспособность аккумулятора?  

Все зависит от степени замерзания. Если батарея замерзла не на весь объем, и не деформировался корпус, то ее можно восстановить.  Лед должен полностью растаять при комнатной температуре, и только потом следует зарядить АКБ. При этом все равно будет повреждение электродов и снижение электрических характеристик.

 

Если в мороз перед запуском двигателя включить на короткое время фары автомобиля, поможет ли это облегчить запуск?                                                                                                                             

Нет, данная процедура абсолютно бесполезна, так как эффект разогрева электролита ничтожен и не увеличивает мощность разряда. Напротив, батарея может потерять драгоценную емкость и будет уже не в состоянии запустить двигатель.

 

Почему в зимнее время рекомендуют аккумуляторы с более высокими пусковыми токами?

Холодный пуск имеет следующие особенности:

  1. Стартеру требуется больше времени чтоб прокрутить двигатель, так как сопротивление холодного двигателя в зимнее время увеличивается в 2,5-3 раза. А значит от АКБ требуется больше отдача большей мощности и энергии.
  2. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем выше вязкость электролита и внутреннее сопротивление батареи.

Поэтому, для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо выбирать ту АКБ, которая при одних и тех же габаритных размерах имеет максимально высокие токи холодной прокрутки.

 

Пуск двигателя в зимнее время зависит только от АКБ?            

Нет, не только.  Помимо технических характеристик и степени заряженности батареи, пуск двигателя зависит от следующих факторов:

— от состояния электропроводки и электрооборудования автомобиля;

— от состояния свечей;

— от состояния топливной системы и качества топлива;

— от качества масла;

— от опыта водителя.

 

Для чего покрывают полюсные выводы батареи технической смазкой?            

Для лучшего контакта и для предотвращения окисления, особенно положительного полюсного вывода. Если выводы не покрыты технической смазкой, то следует зачистить контактные поверхности, смазать их тонким слоем и надеть клеммы.

 

Что влияет на срок службы аккумулятора?      

На срок службы АКБ влияет:

— интенсивность эксплуатации (чем выше интенсивность, тем меньше срок службы);

— регулярность контроля батареи (проверка плотности и уровня электролита);

— исправность электрооборудования;

— температурные условия окружающей среды (экстремально низкие и высокие температуры снижают срок службы батареи).

 

Если автомобиль эксплуатируется только летом, как аккумулятор обслуживать и хранить зимой?    

В зимний период рекомендуем снимать батарею с автомобиля. Аккумулятор нужно полностью зарядить.  Желательно каждые 3 месяца проверять заряд и при необходимости производить подзарядку, такие меры значительно снизят  скорость коррозии пластин.

 

Каким способом можно продлить ресурс аккумуляторной батареи?

Срок службы свинцовых аккумуляторных батарей ограничивается в основном коррозией решеток электродов, которая может стать следствием перезаряда, снижения уровня электролита или эксплуатации в режиме недозаряда.  Для того чтобы АКБ долго и безотказно служила, необходимо периодически проводить диагностику состояния батареи и электрооборудования автомобиля.

 

Причины взрыва АКБ

Эксплуатация батарей в режиме перезаряда, может стать причиной скопления под крышкой АКБ гремучей газовой смеси, являющейся результатом разложения воды на кислород и водород. При попадании в аккумулятор или газоотводящий канал искры или открытого пламени происходит взрыв гремучей смеси. Спровоцировать взрыв могут и искрение электропроводки или полюсных клемм, и близко поднесенная сигарета, и пламя зажженной спички. Для снижения риска взрыва по этой причине, некоторые производители в конструкции АКБ применяют фильтры — пламегасители.

Также возможно образование искры внутри батареи в результате значительного понижения уровня электролита относительно рекомендуемых параметров и возможного короткого замыкания между пластинами.

 

Чем вреден перезаряд?

Под действием перезаряда происходит ускоренная потеря воды из электролита. Уровень электролита уменьшается, а его плотность соответственно растёт. При перезаряде батареи кислород, образующийся при электролизе  воды, проникает через слой активной массы к поверхности токоотвода и окисляет его. Окисленный токоотвод становится хрупким и легко разрушается. Кроме того, при длительном перезаряде происходит обильное газовыделение, разложение воды на водород и кислород, что часто приводит к взрыву батареи.  Перезаряд является следствием нарушения работы регулятора напряжения.

 

Почему для АКБ губителен длительный недозаряд?

Длительный недозаряд приводит к ускоренной потере работоспособности батареи. Вследствие постоянных недозарядов происходит необратимая сульфатация, то есть на пластинах образуется крупнокристаллический сульфат свинца, который не распадается при заряде, что приводит к снижению ёмкости, разрушению и оплыванию активной массы и короблению пластин. Кроме того, при низких температурах, электролит в разряженной батарее может замерзнуть, что так же приведёт к разрушению электродов и корпуса батареи.  

 

Первоначальный вариант методички лежит тут.

 

За адаптацию материала благодарим главного технолога курского аккумуляторного завода «ИСТОК», Евгения Гречушникова.

При использовании материала ссылка на batbaza.ru обязательна.