«Мнимые» неисправности АКБ


Окисная пленка.


Для уверенного пуска двигателя важно и состояние контактов соединитель­ных проводов с полюсными выводами бата­реи, и состояние крепления силовых проводов к стартеру и массе автомобиля. Плотная окисная пленка, которая со временем образуется на контактирующих поверхностях под дейс­твием влаги, высокой температуры, паров топ­лива и масел, имеет очень высокое сопротив­ление и при прохождении тока через окисную пленку падение напряжения бывает настолько сильным, что даже при полностью заряженной батарее не происходит прокручи­вание коленчатого вала двигателя. При этом штатный вольтметр автомобиля будет пока­зывать, что напряжение на АКБ падает почти до нуля. Таким образом, окисная пленка ими­тирует обрыв цепи внутри батареи, обрыв во внешней цепи или полную потерю работоспо­собности батареи. Однако стоит только зачис­тить контакты между полюсными наконечни­ками проводов и выводами батареи, как та же самая батарея уверенно запустит двигатель.


Неисправности стартера.


Неисправности стартера часто ошибочно относят на счет батареи. Напри­мер, люфт, возникающий при износе втулок, в которые помещены концы якоря стартера, может привести к тому, что за счет перекоса якоря во время пуска двигателя он зацепит­ся за статор и остановится. При повторной попытке пуска двигателя остановки якоря может не произойти, однако возможно мно­гократное повторение таких случаев, вплоть до окончательной потери работоспособности стартера и конечно, батарея не имеет никако­го отношения к данному виду отказов.


Провода.


Еще один элемент электрооборудования, который может сбить с толку неопытного ав­томобилиста, — провод, соединяющий АКБ с массой автомобиля. Как правило, имеется два соединительных провода:
— от АКБ до кузова транспортного средства;
— от кузова (или АКБ) к двигателю.

Второй соединительный провод часто на­ходится вне поля зрения автомобилиста (под двигателем). Это существенно затрудняет оценку состояния соединения, которое под действием влаги и дорожной пыли может пок­рываться окислами и грязью. Это может при­вести к большому увеличению переходного сопротивления, то есть снижению разрядно­го тока и даже к отказу пусковой системы.

Во всех случаях сомнений в работоспо­собности батареи необходимо проверить состояние АКБ путем измерения плотности электролита и (или) величины НРЦ. Можно также попытаться при помощи этой батареи запустить двигатель на другом исправном автомобиле.

Заряженность батареи в условиях реальной эксплуатации зависит в основном от режима работы автомобиля, исправности генератора и регулятора напряжения, исправности пот­ребителей энергии и состояния электропро­водки, натяжения ремня привода генерато­ра и наличия дополнительных потребителей. При нештатной работе или возникновении неисправностей электрообо­рудования может полностью разрядиться совершенно исправная аккумуляторная ба­тарея. Ее полный заряд в стационарных усло­виях с последующим тестированием на соот­ветствие установленным критериям оценки подтвердит, что причиной разряда батареи являлась неисправность электрооборудова­ния.

Необходим контроль состояния изделий электрооборудования, что позволяет избе­жать внезапных отказов и увеличивает срок работы каждого изделия, в том числе АКБ.

Материал предоставлен заведующим аккумуляторной лабораторией ФГУП НИИ «Автоэлектрики» Курзуковым Н. Н.