15 лет торговой марке FORSE
Нашей флагманской торговой марке «Форс» исполнилось 15 лет!
Публикуем интервью для журнала «Автоиндустрия» в котором мы рассказываем историю создания марки и отвечаем на самые частые вопросы.
Когда «Форс» впервые появился на рынке?
Впервые «Форс» был представлен на московской выставке MIMS в августе 2005 года. До «Форса» у нас уже был опыт вывода собственной торговой марки, правда в эконом сегменте – FireBall, поэтому, когда появилась идея создать марку в премиальном сегменте, мы уже понимали основные механизмы вывода марки на рынок. Мы искали производителя, готового выпускать батареи высокого класса, способные конкурировать с продукцией Exide и Johnson Controls. В это время в Днепропетровске уже заработал новый современный завод, и было принято решение разместить производство «Форса» на его мощностях.
Во время выставки мы представили клиентам не просто новую желтую батарею, а уже готовый продукт с яркой концепцией и инструментами продвижения.
Расскажите подробнее о создании дизайна батареи?
В начале двухтысячных самыми популярными цветами аккумуляторов были черный, серый и белый. Остальные цвета встречались редко, а желтых батарей и вовсе были единицы. Поэтому при выборе цвета корпуса решение было однозначным – делать желтый.
Название «Форс» — производная от английского слова «сила» — «Force». Сейчас история создания названия обросла легендами, сама забавная версия: «Force+horse», что в сокращенном варианте означает «Сила коня». Но в действительности все было прозаичнее: для упрощения процедуры регистрации мы в слове force заменили букву C на S, за счет этого образовалось новое уникальное слово, а буква S добавила динамики логотипу – «Forse».
Дизайн того первого «Форса» оказался на столько прорывным, что конкуренты до сих пор используют элементы его фирменного стиля. Мы же за 15 лет уже 6! раз провели апгрейд этикетки, и все только для того, чтоб «Форс» не отставал от мировых тенденций в дизайне.
«Форс» сразу признали на рынке?
На «Форс» сразу обратили внимание. Продукт был интересен и дистрибьюторам и конечным покупателям. Мы много сил потратили на пиар производителя, регулярно проводили программы обучения, рассказывали о технологиях, серьезно вкладывались в маркетинг и рекламу. Реализовывали яркие и дерзкие рекламные концепции.
В первый год мы продали чуть менее 12 тыс. батарей, через год объем продаж вырос уже в 5,5 раз и перевалил за 60 тыс. За пять лет (с 2005 по 2010 год) только в России было продано уже более полумиллиона батарей, а за следующие 10 лет мы продали уже более 2 млн аккумуляторов под торговой маркой «Форс» (не считая мотоциклетною группу).
Благодаря вложенным усилиям и изначально верно выбранной стратегии продвижения, торговая марка «Форс» оказалась самым удачным проектом из частных торговых марок в российском премиальном сегменте.
Когда вы поняли, что «Форс» стал популярным?
В 2011 году, когда на рынке начался сильный демпинг, и многие импортеры «сливали» свои склады, в какой то момент цены на популярную тогда Mutlu на полке стали ниже цен «Форса». Но при этом наши объемы продаж не упали, а выросли. Тогда мы убедились, что все наши предшествующие шаги были верными. Однако осознание того, что «Форс» стал популярным, окончательно пришло в 2014 году, когда мы увидели рейтинг независимого аналитического агентства «хит лист ТОП-25 моделей АКБ», и «Форс» оказался в первой тройке, рядом с «Вартой». К этому времени мы уже перенесли производства «Форса» в Россию, на мощности курского аккумуляторного завода, и во время ежегодной конференции «Базовые Стратегии 2015», проводимой «Институтом Тренинга – АРБ Про», рекламная концепция «Форса» под названием «Импорт, гоу хоум!» была приведена в пример российским бизнесменам в качестве иллюстрации стратегий на предстоящий год. В этот же период на рынке стали появляться «клоны» «Форса».
Вообще за последние несколько лет «Форс» стал самой копируемой торговой маркой. Мы намерено не пишем слово «подделываемой», так как то, что всплывает сейчас на рынке, нельзя назвать прямыми подделками, это – плохие копии.
Отличается ли «курский» Форс от «днепропетровского»?
Конечно, отличается. Сейчас у курского «Форса» более высокие пусковые токи, сама технология производства новее и совершеннее. Мы прекратили производить «Форс» на Украине в 2013 году, сейчас 2020-й, за 7 лет вперед шагнули и технологии, и сам курский завод. В 2016 году «Форс» получил премию «Автокомпонент года», оценка проводилась на основе тестов лаборатории ФГУП «НАМИ», и это был уже курский «Форс». Нам так и сказали – «эксперты поражены показателями батареи».
Если у вас за плечами такой успешный опыт вывода бренда, то почему у вас только одна торговая марка в премиальном сегменте?
Сейчас у нас две торговые марки: Forse и Moratti, но Moratti в сегменте импорта. Марка появилась в нашем портфеле после объединения с компанией «Автоюнион».
Одного только опыта и компетенций для успешного вывода торговой марки недостаточно. Создавать новый бренд трудно и, главное, дорого. Многие операторы думают, что самая большая сложность – придумать звучное название, и выбрать цвет корпуса, а затем остается только поставить на полки и дать рекламу, и – вуаля, имеем бренд! Но в реальности существует огромное количество подводных камней.
Сейчас на бренд «Форс» работают время, репутация, качество. В настоящий момент в своем жизненном цикле бренда «Форс» приближается к стадии зрелости, которая характеризуется стабильным объемом продаж, устойчивым спросом — несмотря на шатания рынка и большим количеством постоянных покупателей и фанатов марки. И наша задача — максимально долго продержать «Форс» в этой стадии. В эти области мы и будем прилагать свои усилия.