Комментарий для отчета «Автостат», 2021 год
— Как пандемия отразилась на бизнесе вашей компании, а также других производственных и сбытовых компаний аккумуляторной отрасли в 2020 году?
Для нашей компании период пандемии и жестких ограничений прошел с минимальными негативными последствиями, сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что год для нашего бизнеса был удачным.
В первом квартале 2020 года мы, так же как и другие операторы рынка, ощущали на себе последствия отсутствия сезона. Из-за теплой зимы был низкий спрос на аккумуляторы, и у дистрибьюторов склады были переполнены продукцией. Затем произошел скачок курса валют, и наступил этап жестких ограничений, связанных с пандемией. В этот период максимальный стресс испытали компании, работающие с импортной продукцией. Наш ассортимент на 80% состоит из продукции курского аккумуляторного завода. Во время «режима самоизоляции» завод, имеющий статус системообразующего предприятия, продолжал выпускать продукцию. А в регионах жесткие ограничения вводились поэтапно, и некоторые дистрибьюторы продолжали нормально работать, поэтому продажи мы не останавливали. Кроме этого, во время «режима самоизоляции» мы проделали много административной работы, позволившей увеличить эффективность работы компании в целом.
После снятия ограничений второе полугодие полностью компенсировало падение продаж первого квартала, и по результатам года мы вышли на запланированные объемы.
— Каково на ваш взгляд, текущее состояние и тенденции рынка аккумуляторных батарей в России?
На протяжении нескольких лет наблюдается снижение покупательской способности, по этой причине ежегодно растет сегмент дешевых батарей. Но мы в рамках своего марочного портфеля наблюдаем и рост в сегменте «стандарт» (торговые марки FB, Dominator), при этом доля «премиального» сегмента (ТМ Forse, Forse EFB) у нас не сокращается. Вероятнее всего потребители переключаются на «стандарт» с более дорого импорта, имеющего аналогичные технические характеристики, и с дешевых ценовых сегментов.
Поэтому сейчас мы активно развиваем эти два сегмента («стандарт» и «премиум»), кроме этого в 2020 году, мы ввели в свой ассортимент торговую марку курского завода – WPR, относящуюся к сегменту «премиум».
Ежегодно растет доля продаж корейских и китайских автомобилей, соответственно, растет потребность рынка в недорогих аккумуляторах азиатского типоразмера.
Ближайшие годы на рынке по-прежнему будет высокий спрос на недорогие аккумуляторы, при этом потребители становятся более требовательными к техническим характеристикам продукции.
— Что будет, когда полностью спадут ограничения из-за пандемии? Куда будет направлен потребительский спрос?
В 2021 году операторы будут работать в ситуации высокой неопределенности, с коротким периодом планирования.
Ситуация после полного снятия ограничений будет сильно зависеть от курса валюты. Сейчас есть предпосылки к росту курса, экономисты пророчат очередной обвал рынков, если он произойдет в 2021 году, то на рынке будет очередной скачок цен. Сейчас тенденция к росту цен во всех отраслях, при этом доходы потребителей увеличиваться не будут, и спрос продолжит перераспределяться в более низкие ценовые сегменты, например, с дорогого импорта будут переключаться на качественную отечественную продукцию, с дорогих российских брендов будут переключаться на более дешевые и так далее.
Весной 2020 года многие эксперты прогнозировали дефицит продукции на вторичном рынке, особенно в сегменте импорта. Мы этот дефицит ощутили, но не в той мере, которая прогнозировалась. В целом объем производства российских заводов упал на 6% (недопроизвели 500 тыс. АКБ), а официальный импорт снизился всего на 200 тыс. (менее 4%).
— Каковы, на ваш взгляд, проблемы и перспективы развития химических автономных источников тока?
Если говорить о стартерных аккумуляторах, то сейчас химики и инженеры работают над увеличением эффективности работы свинцовых батарей.
Популярно мнение, что будущее за литиевыми аккумуляторами. Но в данный момент существует огромный ряд проблем, связанный с производством, эксплуатацией и утилизацией таких аккумуляторов. Поэтому большое количество экспертов считают, что будущее все же за свинцовыми аккумуляторами.
У современных свинцово-кислотных АКБ активная масса работает на 50-52%. Сейчас европейские исследования направлены на повышение коэффициента работы активной массы батарей, на сокращение доли свинца в аккумуляторах. Прикладные исследования института электрохимии ведутся в области решения ряда задач: увеличения отдачи электрической энергии свинцовых АКБ, повышения скорости заряда (что бы АКБ заряжались быстро, так же как литиевые), и в целом, что бы свинцовую АКБ можно было поставить на электромобиль и при этом она заняла мало места.
То есть работы выдуться над на совершенствованием свинцовых батарей.