Комментарий для отчета «Автостат»
— Как недавние геополитические события и последовавшие за ними санкции и валютные скачки отразились на бизнесе Вашей компании, а также других производственных и сбытовых компаний аккумуляторной отрасли в 2022 году?
Наша компания является крупнейшим дистрибьютором в сегменте отечественной продукции. В нашем ассортименте есть импортные позиции, но их доля не велика. Поэтому, по сравнению с операторами рынка, плотно занимающимися импортом, санкции и валютные скачки на нас отразились наименьшим образом.
Но тем не менее, отразились. В первую очередь на росте цен на отечественную продукцию. Не смотря на то, что аккумуляторы производятся на территории России, сырье, материалы, комплектующие поставляются из-за рубежа. Например: полиэтиленовая лента для производства конвертов сепараторов, различные химически добавки и много другое.
Из-за роста ставки рефинансирования, подорожало использование кредитных средств. Это в свою очередь привело к пересмотру условий по взаиморасчетам между контрагентами. Многие поставщики перешли на полную предоплату, а отсрочки платежа становятся просто техническими. Это все так же привело к увеличению стоимости продукции.
— Что ожидать в 2022 году, и какие шаги нужно предпринять, чтобы смягчить последствия кризиса для компаний?
Кризис пришелся на весну, когда в нашей отрасли наблюдается «несезон», поэтому у участников рынка сейчас есть время подготовиться к осеннему сезону.
Есть понимание того, что аккумуляторный рынок в этом году столкнется с дефицитом, в первую очередь, импортной продукции, но в какой степени, еще сложно оценить.
Сейчас самая большая проблема для дистрибьюторов – не рост цен, а нарушение цепочек поставок. За весну и лето рынок будет пытаться решить эту проблему, разработать новые схемы, которые, в свою очередь, так же приведут к удорожанию товаров.
— С какими проблемами и барьерами столкнутся участники российского рынка аккумуляторных батарей в будущем? В частности, могут ли зарубежные производители АКБ в условиях санкций против России покинуть нашу страну, и какие последствия для российского рынка АКБ это может иметь с точки зрения ценообразования, дефицита и пр.?
В 2021 году на территорию РФ было ввезено 6,75 млн АКБ (в том числе из Белоруссии и Казахстана). Из Европы, Японии и США, было ввезено 2,7 млн АКБ, что составляет 40% от всего объема импорта. Цифра большая, отечественные производители не смогут ее полностью закрыть.
Кроме этого, в 2021 году было ввезено 1,48 млн АКБ из Кореи. В прошлом году уже существовала проблема длинного логистического плеча. В текущем году эта проблема усугубилась остановкой морских контейнерных перевозок.
Если проблемы с логистикой не решатся, то теоретически, рынок может недополучить до 4-х млн АКБ.
Согласно статистике, в 2021 году российские заводы произвели всего 9,3 млн шт АКБ.
В первую очередь будет дефицит AGM и гелевых аккумуляторов. На территории РФ серийное производство этих групп товаров не налажено.
— Какие производители могут занять их место и насколько они способны это сделать с точки зрения имеющихся производственных мощностей?
На территории России есть всего три завода, мощностью более 2-х млн АКБ в год, это заводы группы компаний «КАЗ» (г. Курск), «Аком» (г. Жигулевск) и Тюменский аккумуляторный завод. Остальные производители еще не перешагивали рубеж в 1 млн батарей. Кажется, что, у отечественных производителей, сейчас есть возможность нарастить мощности, но этот процесс требует больших инвестиций, а с инвестициями, как раз сейчас большие сложности.
Поэтому, вероятнее всего, существующие заводы будут по максимуму загружать свои производственные мощности, так же будут наращивать объемы поставок турецкие производители, и страны, не вводившие санкции, но дефицит на рынке все равно будет.
— Как на Ваш взгляд изменится текущее состояние и тенденции рынка аккумуляторных батарей в России и мире? В частности, насколько аккумуляторная отрасль зависит от Украины и России с точки зрения поставщиков и логистики, и какие пути решения возможных сложностей могут быть?
Что касается России, то в условиях дефицита продукции, производители вероятнее всего будут сокращать, либо совсем откажутся от производства дешевых линеек аккумуляторов, так называемого сегмента «супер-эконом». Так же существенно сократится объем частных торговых марок, которые, как раз, в основном производятся в дешевых ценовых сегментах.
Что касается мирового рынка аккумуляторных батарей. То в прошлом году объем экспорта из России составил около 1 млн штук АКБ, для мирового аккумуляторного рынка этот объем несущественный.