Ответы на часто задаваемые вопросы. Зарядка АКБ
В преддверии аккумуляторного сезона мы подготовили очередные ответы на самые распространенные вопросы, касающиеся эксплуатации аккумуляторных батарей. В этот раз мы отвечаем на вопросы, касающиеся зарядки АКБ.
Можно ли зарядить аккумулятор внешним зарядным устройством, не снимая его с машины? Не охота потом настраивать климат и магнитолу.
Как правило, электроника автомобиля без вреда для себя может выдержать напряжение порядка 15,5 В. Ряд же зарядных устройств работает в режиме «заряд-пауза» и в цикле заряда для поддержания нужного тока доводят напряжение до 17,5-18 В, что очень опасно для электронных блоков автомобиля. Некоторые зарядные устройства могут выдавать кратковременные импульсы повышенного напряжения, что тоже представляет опасность для бортовой электроники.
Поэтому, для использования непосредственно на автомобиле, зарядное устройство должно либо работать в ручном режиме с ограничением максимального выходного напряжения до 15 В, или же, при работе в автоматическом режиме, обеспечивать процесс заряда, безопасный для электроники транспортного средства. Это обязательно должно указываться в паспорте зарядного устройства.
Если имеется подходящее зарядное устройство, то при подзаряде без снятия клемм необходимо принять следующие меры предосторожности:
-
Не включать зарядное устройство в сеть 220 В до подключения его к батарее;
-
Перед отсоединением зарядного устройства от аккумуляторной батареи, отключите его от сети;
-
Не включайте зажигание (а лучше вообще никаких потребителей энергии, типа фар, магнитолы и т.п.) при подключенном внешнем зарядном устройстве, т.к. нельзя точно предсказать, как отреагирует электроника зарядного устройства на резкие колебания напряжения в бортовой сети;
-
Подключать необходимо сначала плюсовую клемму зарядного устройства, а потом минусовую. Отключать нужно в обратном порядке;
-
Убедитесь в том, что провода зарядного устройства не контактируют с бензопроводом или корпусом батареи.
Но учтите, каким бы прибор для зарядки не был совершенным, всегда есть опасение: в случае выхода прибора из строя, сложно спрогнозировать какое напряжение окажется на его выходе и, соответственно, в бортовой сети автомобиля.
Машина стоит неделю на стоянке. Нужно зарядить аккумулятор, но проблема в том, что автомобиль находится на территории, а за территорию выезжать нельзя. По территории можно разогнаться максимум до 20-30 км/ч. Как зарядить аккумулятор в таких условиях?
Генератор на машине с работающим на холостых оборотах двигателем аккумуляторную батарею не заряжает, а только поддерживает заряд. В холодное время года только лишь прогрева двигателя недостаточно для подзаряда батареи. Для подзаряда аккумуляторной батареи необходимо ездить несколько часов не менее чем на средних оборотах. Поэтому самый лучший вариант – выполнять подзаряд аккумулятора дома в теплом помещении с помощью стационарного устройства. Кроме того, если речь идет об исправной аккумуляторной батарее, которая изначально находилась в заряженном состоянии, то за одну неделю она не успеет разрядиться, независимо от времени года.
Сколько по времени нужно заряжать аккумулятор? И вредно ли его заряжать долго?
Заряд аккумуляторной батареи необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями изготовителя аккумуляторов, указанными в руководстве по эксплуатации. Это связано с тем, что в зависимости от конструкции батареи (тип электрода, сепаратора, электролита, химический состав сплава и т.д.) режимы заряда будут отличаться. Если отсутствуют полные сведения о конструкции аккумуляторной батареи или отсутствует руководство по эксплуатации, то рекомендуется проводить заряд в соответствии с п. 8.2.2. ГОСТ Р 53165-2008. Т.е. заряд разряженной батареи необходимо выполнять при постоянном напряжении 14,8 В в течение 20 ч при ограничении максимального тока до 5Iном. (Iном – это величина, равная емкости аккумуляторной батареи, деленной на 20). Например, для батареи номинальной емкостью 60 Ач Iном = 60/20 = 3 А. Затем заряд продолжают при постоянной величине тока равной Iном еще в течение 4 часов.
Однако данная методика приемлема для классического случая, когда аккумуляторная батарея полностью разрядилась, например, после нескольких попыток запуска двигателя, и ее владелец сразу же принес батарею домой и включил в заряд. Если же батарея была глубоко разряжена, например, по причине того, что водитель забыл выключить фары, или была разряжена и простояла в разряженном состоянии несколько дней или даже недель, то описанный выше режим заряда не подойдет – батарея лишь будет «кипеть», а не заряжаться. В таких случаях рекомендуется выполнять восстановительный заряд малым током (1-2 А в зависимости от номинальной емкости батареи) до стабилизации напряжения. Такой заряд может длиться несколько суток, но, тем не менее, поможет восстановить около 80-90% от имевшейся емкости батареи.
Излишний заряд свинцово-кислотных стартерных батарей не рекомендуется по той причине, что это приводит к обильному газообразованию в результате разложения воды на кислород и водород, и потребует доливки воды. Кроме того, бурное газовыделение может привести к частичному отслоению и оплыванию активной массы и, как следствие, к снижению электрических характеристик.
Каким током заряжать аккумулятор? Раньше считал, что нужно заряд АКБ производят при постоянной величине зарядного тока, которая равна 0,1 от номинальной ёмкости АКБ. В гарантийном талоне написано по-другому.
Действительно до 2008 г. в Росси действовал ГОСТ 959-2002, в соответствии с которым аккумуляторные батареи рекомендовалось заряжать током, величина которого равна 0,1 от номинальной емкости батареи, до напряжения 14,4 В, а затем еще 5 часов. В последние годы на рынке России появились аккумуляторные батареи, существенно отличающиеся по конструкции. Поэтому в 2008 г. вступил в действие ГОСТ Р 53165-2008 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники», который предусматривает различные методики заряда батарей в зависимости от конструкторско-технологического исполнения. Поскольку конструкторско-технологическое исполнение известно только изготовителю, то для заряда необходимо использовать рекомендации, указанные в руководстве по эксплуатации батареи (в гарантийном талоне). Если отсутствует руководство по эксплуатации, то рекомендуется проводить заряд в соответствии с п. 8.2.2. ГОСТ Р 53165-2008. Т.е. заряд разряженной батареи необходимо выполнять при постоянном напряжении 14,8 В в течение 20 ч при ограничении максимального тока до 5Iном. (Iном – это величина, равная емкости аккумуляторной батареи, деленной на 20. Например, для батареи номинальной емкостью 60 Ач Iном = 60/20 = 3 А.). Затем заряд продолжают при постоянной величине тока равной Iном еще в течение 4 часов.