«Мнимые» неисправности АКБ
Окисная пленка.
Для уверенного пуска двигателя важно и состояние контактов соединительных проводов с полюсными выводами батареи, и состояние крепления силовых проводов к стартеру и массе автомобиля. Плотная окисная пленка, которая со временем образуется на контактирующих поверхностях под действием влаги, высокой температуры, паров топлива и масел, имеет очень высокое сопротивление и при прохождении тока через окисную пленку падение напряжения бывает настолько сильным, что даже при полностью заряженной батарее не происходит прокручивание коленчатого вала двигателя. При этом штатный вольтметр автомобиля будет показывать, что напряжение на АКБ падает почти до нуля. Таким образом, окисная пленка имитирует обрыв цепи внутри батареи, обрыв во внешней цепи или полную потерю работоспособности батареи. Однако стоит только зачистить контакты между полюсными наконечниками проводов и выводами батареи, как та же самая батарея уверенно запустит двигатель.
Неисправности стартера.
Неисправности стартера часто ошибочно относят на счет батареи. Например, люфт, возникающий при износе втулок, в которые помещены концы якоря стартера, может привести к тому, что за счет перекоса якоря во время пуска двигателя он зацепится за статор и остановится. При повторной попытке пуска двигателя остановки якоря может не произойти, однако возможно многократное повторение таких случаев, вплоть до окончательной потери работоспособности стартера и конечно, батарея не имеет никакого отношения к данному виду отказов.
Провода.
Еще один элемент электрооборудования, который может сбить с толку неопытного автомобилиста, — провод, соединяющий АКБ с массой автомобиля. Как правило, имеется два соединительных провода:
- от АКБ до кузова транспортного средства;
- от кузова (или АКБ) к двигателю.
Второй соединительный провод часто находится вне поля зрения автомобилиста (под двигателем). Это существенно затрудняет оценку состояния соединения, которое под действием влаги и дорожной пыли может покрываться окислами и грязью. Это может привести к большому увеличению переходного сопротивления, то есть снижению разрядного тока и даже к отказу пусковой системы.
Во всех случаях сомнений в работоспособности батареи необходимо проверить состояние АКБ путем измерения плотности электролита и (или) величины НРЦ. Можно также попытаться при помощи этой батареи запустить двигатель на другом исправном автомобиле.
Заряженность батареи в условиях реальной эксплуатации зависит в основном от режима работы автомобиля, исправности генератора и регулятора напряжения, исправности потребителей энергии и состояния электропроводки, натяжения ремня привода генератора и наличия дополнительных потребителей. При нештатной работе или возникновении неисправностей электрооборудования может полностью разрядиться совершенно исправная аккумуляторная батарея. Ее полный заряд в стационарных условиях с последующим тестированием на соответствие установленным критериям оценки подтвердит, что причиной разряда батареи являлась неисправность электрооборудования.
Необходим контроль состояния изделий электрооборудования, что позволяет избежать внезапных отказов и увеличивает срок работы каждого изделия, в том числе АКБ.
Материал предоставлен заведующим аккумуляторной лабораторией ФГУП НИИ «Автоэлектрики» Курзуковым Н. Н.